автор:

Так ли страшен VoIP?

Человеку свойственно принимать всё новое с подозрением, и это качество обострилось во времена, когда инновации рождаются ежеминутно. Если дело касается корпоративной среды, оно позволяет избежать многих неприятностей, связанных с поспешным внедрением той или иной якобы «революционной» технологии или продукта. VoIP (Voice over IP), безусловно, уже произвела революцию, стремительно вытесняя с B2B-рынка инструменты традиционного способа передачи голосового сигнала. Однако, несмотря на то, что механизм IP-телефонии уже достаточно хорошо изучен и трудности, связанные с ее «обкаткой», преодолены, многие владельцы бизнеса до сих пор смотрят на нее с опаской – потому что… А почему, кстати?

VoIP

Принцип любой телефонии заключается в том, что голосовой сигнал на входе кодируется в доступный для передачи по сети формат, а на выходе преобразуется обратно. Поэтому в концептуальном понимании традиционная телефония не слишком отличается от IP, просто в последней используется передача пактов данных по интернет-протоколу, адресатом же становится не абонентский номер, а IP-адрес. Интересно, что IP-телефонию легко установить и по аналогу традиционной – так, чтобы конечный пользователь навскидку и не заметил разницы – но обо всем по порядку.

Надежность и бесперебойность корпоративной телефонии – одни из основных ее параметров. Для организации, имеющей, к примеру, колл-центр или отдел дистанционных продаж, простой даже в течение нескольких часов может обернуться потерей значительной части выручки, не говоря уже о лояльности клиентов. Поэтому возникает закономерный вопрос: а что делать, если «ляжет» сеть или выключится электричество?

Однако после детального рассмотрения оказывается, что вопрос этот лежит не совсем в плоскости использования VoIP. Ведь если выключится электричество, то перестанет работать вся техника, и аналоговый телефон пригодится в таком случае разве что для вызова технической службы. Чтобы избежать подобных проблем используют альтернативные источники энергоснабжения – от ИБП до дизель-генераторов. А в настройках IP-АТС на этот случай есть очень полезная функция – переадресации звонка на другой стационарный или мобильный телефон.

То же самое касается неполадок со стороны интернет-провайдера: ответить на звонок по традиционной телефонии сотрудник сможет, но вот обработать его в информационной системе, если база данных хранится на удаленном сервере, – уже нет. Эта проблема решается независимо от вида телефонии – резервированием интернет-каналов.

Стоимость владения IP-АТС также часто вызывает беспокойство. Кажется, что при необходимости менять парк оборудования она никогда не окупится, а при таком широком в функционале и платить за него придется в разы больше. Действительно, при замене аналоговой телефонии на IP неизбежны инвестиции в оборудование, модернизацию ЛВС, получение лицензий и обучение персонала. Однако и здесь есть альтернативный вариант: виртуальная АТС, обладающая, по сути, теми же преимуществами, но не требующая капитальных вложений.

Стоит иметь в виду и существенную экономию, которую приносит IP-АТС по сравнению с аналоговой. Прежде всего, она касается масштабирования системы, когда речь идет об открытии нового филиала или, скажем, перевода части сотрудников на надомную работу. Не стоит забывать и о бесплатных звонках внутри корпоративной сети, аудиоконференциях, настройках маршрутизации звонка и других сервисах.

Ну, а благодаря конвергенции стационарной и мобильной телефонии компания получит еще и выгоду при звонках на короткие корпоративные номера в роуминге – не говоря уже о том, что мобильные сотрудники будут более оперативно реагировать на запросы руководства и клиентов, повышая производительность труда.

Следующая, а для многих – первостепенная тема – безопасность IP-телефонии: ведь она, как и любая сеть, использующая интернет-протокол, может быть подвержена соответствующим «болезням» – от перехвата данных до DDoS-атак, несанкционированного доступа в корпоративную сеть и т. д. Однако еще 10 лет назад многие эксперты склонялись к мнению, что при всех нюансах VoIP все же безопаснее традиционной телефонии, а сегодня грамотное администрирование IP-АТС, применение специализированных вендорских решений (в том числе, технологий сжатия и шифрования данных) и соблюдение собственных корпоративных политик безопасности делают этот вид связи комплексно защищенным.

Наконец, стоит упомянуть и такую характеристику телефонии, как качество соединения. Проблема с задержкой голосовых пакетов в IP-сети, характерная для первых VoIP-решений, сегодня устраняется благодаря совершенствованию сетевых протоколов и технологий. И широкое распространение IP-телефонии в большой мере способствует этому.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *