автор:

Что такое спам и как с ним бороться?

C назойливыми звонками или короткими сообщениями по телефону с предложением попробовать товар или услугу абоненту трудно справиться в одиночку: ни настройка «черных» списков на телефоне, ни прямое обращение к телекомоператору с просьбой исключить номер из базы обзвона не работают. Где искать помощи в этой ситуации?

Спам, Christof Schmitt, CC BY-SA 2.0

Впервые юридическое определение спама появилось в России в «Правилах оказания телематических услуг» более 10 лет назад. Документ №575, утвержденный постановлением правительства РФ от 10 сентября 2007 года, определяет спам как телематические электронные сообщения, предназначенные неопределенному кругу лиц и доставленные им без их согласия. В таком сообщении указывается несуществующий или фальсифицированный адрес отправителя, поэтому его трудно опознать.

С ростом проникновения услуг связи, как мобильной, так и фиксированной, проблема нежелательных рассылок только обострялась – на рынке дополнительных услуг связи сформировалось отдельное направление SMS-маркетинга, где короткие сообщения использовались для продвижения товаров и услуг среди многомиллионной аудитории сотовых компаний.

Оператор, осуществлявший SMS-рассылку абонентам других компаний, получал поток коротких сообщений от своего официального партнера – сервис- или контент-провайдера. К тому, в свою очередь, этот поток поступал от субпартнеров, которых могло быть несколько. Последние по отношению к оператору звенья в цепочке, так называемые «серые» или «черные» агрегаторы, получали заказ от банков, страховых компаний, туристических агентств. Весь этот объем рекламных и информационных коротких сообщений через один узел рассылки направлялся на сети операторов с коротких и буквенно-символьных номеров через открытые межоператорские сигнальные стыки (каналы). Такая схема позволяла беспрепятственно организовывать массовые SMS-рассылки абонентам, не дававшим согласие на их получение, то есть фактически распространять спам.

Объемы спама росли, пока в 2013 году возмущенные абоненты не завалили жалобами операторов и надзорные органы. Связисты начали самостоятельно блокировать сообщения, поступающие с коротких и буквенно-символьных номеров отправителя или SMS-агрегатора, при отсутствии прямого договора с ними. Надзор поработал с законодателями, которые летом 2014 года приняли поправки в закон «О связи», разрешающие SMS-рассылки только с согласия абонента. При этом у оператора или заказчика рассылки должно быть доказательство такого согласия.

В результате после самостоятельной блокировки коротких и буквенно-символьных номеров, как заявляли сами операторы, объем спама в сети «МТС» в декабре 2013 года снизился в 4,7 раза по сравнению с месяцем ранее, у «Билайна» — в 3,7 раза, «Мегафона» — в 3,8 раза.

Однако на этом борьба со спамом не закончилась — законодатели вышли с новыми предложениями. Одно касалось запрета подмены номеров при звонках через интернет-сервисы на мобильные и стационарные телефоны. Второе обязывало оператора связи при отправке SMS в сеть другой сотовой компании передавать в неизменном виде номер, выделенный отправителю в соответствии с условиями договора об оказании услуг связи. А после атак «телефонных террористов» осенью 2017 года на 186 российских городов в законопроект добавилось еще и требование к связистам передавать в неизменном виде и абонентский номер, с которого осуществляются голосовые вызовы.

В итоге, все три инициативы вошли в текст законодательного акта, который президент России Владимир Путин подписал 5 декабря 2017 года. Документ, вносящий изменения в закон «О связи», к тому же обязывает операторов с 1 января 2018 года блокировать звонки «телефонных террористов» по запросу правоохранительных органов и Роскомнадзора. Кроме того, по предписанию Роскомнадзора оператор должен заблокировать телефонный номер, если в течение 15 суток не сможет подтвердить соответствие персональных данных его фактического пользователя сведениями из абонентского договора.

Понятно, что об окончательной победе над спамом в сетях связи говорить еще рано. Тем не менее, очевидно, что новый закон должен всерьез затруднить распространение рекламных, информационных сообщений и обзвон без согласия абонентов. А у пользователей услуг сотовой связи появилось право жаловаться в Роскомнадзор на своего оператора в случае, если он не выполняет хотя бы одно из требований законодательства.
Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *